СМАРТ-цели (С.М.А.Р.Т.)

СМАРТ (С.М.А.Р.Т., smart) – система и методика постановки целей, целеполагания, используемая в менеджменте, в частности: в проектном управлении и маркетинге. Термин происходит от английского "smart" –  "умный", (хитрый, смекалистый). В маркетинг термин смарт ввел Питер Друкер в 1954 г., как аббревиатуру.

Смарт содержит в себе 5 критериев постановки целей: specific - конкретная; measurable - цель измеримая; achievable - цель достижимая; realistiс - цель реалистичная, прагматичная; timed - цель определенная по времени (time-bound – ограниченная во времени).

П. Друкер полагал, что правильно поставленая смарт-цель обязательно будет достигнута, если она соотвествует пяти описанным критериям:
Specific – конкретность, т.е. цель должна быть четко описана. Конкретность предполагает однозначность трактовок и понимания различными людьми. Если при описании цели употребляются слова  "увеличение", "ускорение" и т.д., то они обязательно делают цель неконкретно сформилированной. 

Measurable – измеримость смарт-цели. Результат достижения цели должен быть измеримым. "Завоевание" или "улучшение показателей" – трудно измерить какой-либо величиной. Причем критерии измерения должны быть определены не только для конечного результата, но и для определения достижимости промежуточных результатов.
 
Assignable – достижимость смарт-цели, в данном случае понимается возможность достичь цели своими силами: необходимо учитывать наличие собственных ресурсов для достижения СМАРТ-цели, собственные профессиональные возможности и личностные качества. Если полагается цель, для достижения которой требуются ресурсы, не зависящие от того, кто будет реализовывать программу достижения цели, цель может быть недостижимой. Другими словами, должен присутствовать потенциал для достижения цели, должны быть в наличии ресурсы (внешние управляемые и внутренние) для ее достижения.
 
Realistic – реалистичность достижения смарт–цели. Необходимо избегать постановки цели, если ее достижение очевидно не реально. Необходимо реально оценивать ресурсы, усилия, которые потребуются для  достижения цели. Это не означает, что цель не должна быть амбициозной, как раз наоборот. Если цель при анализе является мало реалистичной, следует определить несколько последовательно достижимых подцелей. Каждое достижение очередной подцели должно открывать дорогу к следующей подцели, и так далее – к главной цели.

Time related (Time-bound) –  смарт–цель определивая во времени. Определение точки во времени по наступлению которой цельь должна быть достигнута. При полагании цели должны быть четко поставлены сроки ее достижения. Без четко определенных сроков достижения цели (подцелей) во времени смарт-цели быть не может.

Полагаемая смарт – цель должна согласовываться с другими целями и подцелями и не им противоречить. Ставя цель раньше вставать, нам придется и раньше ложиться для того, чтобы высыпаться, либо искать другие способы обеспечения полного своего восстановления. Конкретизация "смарт" и определение способов измерения достижимости результата помогут лучше понять, что же на самом деле необходимо, и это позволит, в некоторой степени, отделить настоящую цель от понимаемой обществои "как правильная цель" или навязанной бизнес-средой, друзьями, родственниками и т.п. Методика целеполагания "СМАРТ" позволяет проводить проверку советов, рекомендаций, предложений и т.д., полученных от других.



Ссылка для цитирования:

«СМАРТ-цели (С.М.А.Р.Т.)» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_s/smart/
  51.85K просмотров


Поделиться: