Маркетинг бизнес для бизнеса
B2B – рыночна деятельность компаний по покупки и продажи товаров или услуг, которые будут использоваться при производстве других товаров и услуг.
Особенности спроса на B2B-товары и услуги
На маркетинг B2B-рынков оказывает существенное влияние спроса и поведение потребителей на B2B-рынков:
Производность спроса. Спрос на b2b-рынках является производным и определяется, прежде всего, не потребностями собственно производственного процесса, а спросом на готовую продукцию – ту, что производит компания-покупатель.
Неэластичность спроса. На B2b-рынках в большинстве случаев нет прямой зависимости между ценой и спросом или эта зависимость минимальна.
Сложность ценообразования. Формирование спроса на товары промышленного назначения протекает более сложно, чем на товары потребительского назначения. Потребители на B2B-рынках, как правило, характеризуются низкой чувствительностью к цене:
- цена приобретаемого продукта составляет лишь незначительную часть в цене конечного продукта;
- пари закупках дешевого товара, потенциальные потери от приобретения низкокачественного товара, превышают экономию на цене;
- использование, пусть дорогого сегодня, но качественного продукта может привести к значительной экономии в будущем за счет снижения величины брака, исключения репутационных потерь и дополнительных скидок, получаемых за объем купленного товара в течение времени;
- компании-потребителю нужны не просто низкие цены, но специфический продукт, например, изготавливаемый по специальному заказу;
Ориентация на ключевых потребителей. Формирование спроса осуществляется преимущественно ключевыми потребителями. Зачастую, компания-потребитель может производить товары, ориентируясь на единственного конечного потребителя или на малочисленного количество потребителей, формирующих узкий сегмент рынка.
Сложность прогнозирования спроса. При прогнозировании спроса на B2B-рынках необходимо учитывать тот факт, что спрос на B2B-товары напрямую зависит от изменения спроса конечных потребителей на те товары, которые производит компания-производитель.