Бренд и брендинг
Бренд возникает, при знакомстве с продуктом и сохранении в памяти некоторых сильных, благоприятных и уникальных личных ассоциаций с брендом.
Брендинг и типология бренда
Выбор одного из типов бренда является основой бренд=стратегии компании и горизонтальная типология брендов, вертикальная и латеральная архитектура бренда рассматриваются, с точки зрения стратегии, как единожды выбранное и статическое, а изменения в жизненном цикле бренда, в стратегии брендинга учитывается как динамическое изменение. В этом контексте возникает несколько типов брендов.
Горизонтальный брендинг:
- Монобренд (единый бренд) – бренд сформирован одним продуктом или многочисленными продуктами, выпускаемыми на рынок под одним брендом;
- Мультибренды – несколько дифференцированных брендов одного уровня и значения;
Единый бренд означает, что маркетолог управляет только одним брендом в каждом сегменте рынка, тогда как мультибренды означают, что в каждом сегменте управляются два или более бренда.
Вертикальный брендинг
- Зонтичный бренд – основной сильный бренд, являющийся защитой и покровителем нескольких слабых брендов, расположенных под ним;
- Вторичные бренды расположены ниже основного бренда, поддерживают его и защищают от проблем на рынке (от ценовых скачков, ими жертвуют при изменении коньюнктуры рынка);
- Третичные бренды расположены ниже вторичного бренда и защищают его от ценовых атак;
- Премиальные бренды расположены над основным брендом и служат для улучшения имиджа зонтичного бренда;
Бренд-пасьянс (боковые бренды) представляют собой разноплановую архитектуру брендинга:
- Бренд Private label, (частная марка) – продукты, выпускаемые под именем продавца, но. как правило, с указанием на имя производителя на упаковке;
- Ко-бренд – коллективный бренд перекрестного маркетинга, в отличие от индивидуального бренда, имеет двух или более владельцев;
- Дочерний бренд, в отличие от бренда готовой продукции, представляет собой суббренд для стороннего основного продукт (популярный бренд фар для брендинга автомобиля);
- OEM (англ. original equipment manufacturer — «оригинальный производитель оборудования») – компания, как правило, на рынке технически сложной продукции, которая производит детали и оборудование без указания своего бренда, под заказ другой компании. Несмотря на отсутствие указания на бренд, как правило, профессиональный покупатель знает (догадывается) о имени производителя;
- Бренд продавца – в отличие от товарного знака производителя, является торговой маркой принадлежащей производителю торговой сети или дилера;
Жизненный цикл бренда
Бренды не статичны и существуют в динамике. Существование бренда происходит в силу закона о «жизненном цикле бренда», состоящему из следующих фаз:
- Новый бренд и мероприятия по его популяризации и определение места в сознании потребителей
- Рост бренда
- Устаревание бренда и один из возможных вариантов развития события:
- Перенос бренда путем переноса бренда с одного продукта на связанный в собственной программе,
- Продажа лицензии на бренд путем переноса бренда с одного продукта на коннотативно связанный во внешней программе,
- Обновление бренда путем реанимации или повторного введения устаревшего бренда,
- Смерть бренда (если действие или бездействие приводит к устареванию и смерти):
- Замена бренда и шаг 1;
- Продажа бренда через смену владельца бренда.