Главная RSS подписка Контакт О записках На мобильном
  

Нишевой маркетинг. Критерии идеальной ниши



 Что такое нишевой маркетинг? Словарь маркетолога дает исчерпывающий ответ: нишевой маркетинг (niche marketing) — маркетинг в рыночной нище, маркетинг в узком сегменте рынка, в котором компания работает с прибылью, не конкурируя с другими участниками рынка. Таким образом, хороший маркетинг – это не быть лучше, а быть первым. Каковы критерии идеальной маркетинговой ниши?

Что бы ответить на вопрос о том, насколько выбранная ниша представляется идеальной  стоит утвердительно  ответить на достаточно небольшое количество вопросов. Если вы утвердительно ответите на все – перед вами идеальная маркетимнговая ниша.

Все ли вы понимаете?

Вопрос напрямую касается вашего уровня компетентности, понимания законов, правил выбранной рыночной ниши, о вашем опыте, ваших знаниях. Например, если вы всю сознательную жизнь увлекаетесь мотоциклами, компьютерами, маркетингом или прыжками с парашютом, то понятно, что ваша компетентность в данной сфере представляется значительной, проще говоря, вы "в теме". Если же вы "не в теме", то анализ рынка, его перспектив, придумывание УТП и прочее – все это "от лукавого". Пока вы что-то придумываете для ниши, настоящие нишевые специалисты уже забирают нишу себе.

Есть ли спрос?

Ваш товар нужен людям? Это не самый главный вопрос для понимания своей идеальной ниши. Основной вопрос состоят в том, насколько устойчив и близок к ажиотажному спрос в нише? Очень сложно продавать то, о чем люди еще не знают. Невероятно трудно и затратно формировать спрос. Создавать рынок под что-то новое стоит пробовать, только уже обладая изрядным бизнес-опытом и немалыми инвестициями.
 В статистике Яндекса (я этим сервисом постоянно пользуюсь) есть ответы не просто о наличии спроса, но и структуре спроса, симантическом ядре спроса (например: окраска дома или покраска дома). Если же спрос на товар выбранный вами в качестве товара-локомотива не устойчив, то лучше не делать такой товар основой нишевого маркетинга. 

Каков средний чек?

Вы можете продать 1000 пакетиков семечек по 30 рублей и заработать с этого свои копейки, а можете за год продать один карьерный самосвал и на нем заработать. При этом, трудо- энерго- временные затраты, затраченные усилия будет примерно одинаковым, но доход – принципиально отличающимся. Если есть возможность выбора из нескольких сфер – лучше выбирать ту, в которой маржа с одной покупки будет выше.

Будут ли повторные продажи?

Если вы продаете дом или компьютер, то, скорее всего, все ваши усилия сведутся к разовой, успешно проведенной сделке. Если же вы продаете хлеб, то можно ожидать повторных продаж?  Скажите, в контексте сказанного выше, что лучше: услуга по пошиву брюк или по стирке мужских рубашек?Количество усилий, затрачиваемое на поиск нового клиента, всегда значительно больше тех усилий, которые необходимы для осуществления повторной продажи. Именно поэтому та ниша, где покупки совершаются регулярно (услуги, товары повседневного спроса) представляется лучшей с точки зрения маркетинга. А наиболее удачны, с точки зрения маркетинга ниши так называемой "абонентской платой" - регулярной оплаты перманентно оказываемой услуги. Если есть такая возможность, то маркетолог должен стремиться к поиску именно такого рода ниши – придумайте и заставьте клиента платить за ваш продукт регулярно.

На сколько короток цикл сделки?

Я выше привел пример маркетинга по поиску покупателей на карьерные самосвалы. Доходность со сделки – это важно, но стоит отметить, что эта сделка может длиться достаточно долго. Для идеального маркетинга стоит выбирать ниши с коротким циклом сделки, в которых вы получите прибыль за время меньшее или равное месяцу. В противном случае вы рискуете попасть в зависимость от клиента, от его решения, наличия у него денег.

Велика ли ниша?

Как заработать в маленьком городе? Вопрос для многих маркетологов чрезвычайно важный. Я бы  переформулировал этот вопрос иначе, так, что бы бы ответом на него была приоткрытая маркетинговая перспектива: скажите, что  мешает продавать по всей стране? Можно ли выйти с товаром за рамки географической, отраслевой ниши? Хороший нишевой маркетинг оперирует с товаром, который удобно и прибыльно продавать экстерриториально, скажем, в интернете.

Устойчива ли финансовая логистика?

Продавать кондиционеры зимой трудно, санки летом – просто не возможно. Продажа пасхальных наборов для окраски яиц  – чудесный бизнес, но тут нужно хорошо понимать, что работать вам придется круглый год, но зарабатывать на этих товарах вы будете только в узкий период времени, когда этот товар востребован покупателями или каогда за него готовы платить профессиональные перекупщики. Остальное время вы за свой счет будуте вынуждены забивать товаром свои склады или склады перекупщика. Соответственно, наилучшая ниша – та, у которой отсутствуют сезонные спады.

Удобна ли товарная логистика?

Товар, который не портится при хранении или перевозке, не занимает много места или услуга, которая не устаревает в одночасье являются идельным для нишевого маркетинга. Если же вам приходится "возить воздух"(при перевозке туалетной бумаги именно так и происходит, например) или предполагаются большие транспортные потери, то, даже если такой продукт высокомаржинален – избегайте его, когда станете "большими" и мощными и бизнес не будет столь концентрирован и зависим от ниши, – стоит проанализировать и маркетинг этих продуктов, а пока...

Полезная статья?
оцени материал статьи
Рейтинг статьи: 4.99 из 5
Голосов от: 1006 чел.

Словарь маркетолога:

Рекомендую ознакомиться с понятиями словаря маркетолога для лучшего понимания материала "Записки маркетолога":



Поделиться:



Назад в раздел


Политика
маркетинга
Стратегия
маркетинга
Тактический
маркетинг
Полевой
маркетинг