Введение в «Основы маркетинга»

Добро пожаловать в курс «Основы маркетинга». С этой небольшой главы мы начнем с вами изучать практику, свод законов, принципов и философию того, что называют маркетинг.

Создание ценности для потребителей и общества

Создание «ценности» – ключевая задача маркетинга. Ценность находится в центре всего, что делает маркетинговый специалист. Что такое ценность?

Когда мы используем термин «ценность», мы имеем в виду, отвечающие их потребностям, преимущества: явные физические (выгода от использования приобретённого в сокращение времени и усилий) и неявные (свобода, рост удовлетворенности жизнью, одобрение и поддержка общественности), которые получают потребители. Другими словами, ценность – это то, что потребитель получает, покупая и потребляя предлагаемое к продаже.

Выгодный обмен

Кроме того, наша цель как маркетологов – создать выгодного обмена для потребителей. Под выгодой мы подразумеваем, что уравнение получаемой в итоге ценности является для потребителя положительным.

Ценность = Полученная выгода – [Цена + Хлопоты]

Хлопоты – это время и усилия и материальные затраты, которые потребитель несет в процессе и после покупки.

Например, необходимость самовывоза даже ценного для потребителя товара со склада продавца, находящегося в другом городе, обесценивает любую покупку, даже если изначальная выгода высока. Ценность является величиной очень специфичной для каждого из потребителей, ведь для другого потребителя склад продавца, с которого предлагают осуществить самовывоз купленного товара, может находиться рядом с домом. Для него ценность приобретаемого будет высока, поскольку «хлопоты», в его случае, будут низки.

Таким образом, ценность варьируется для каждого потребителя.


Другой пример, иллюстрирующий то, что такое ценность - это еде в ресторане. Если вы с тремя друзьями пойдете в ресторан и закажете одно и то же блюдо, каждому из вас оно понравится больше или меньше, в зависимости от ваших личных вкусов. И все же блюдо в трех случаях было одним и тем же, по той же цене и подавалось с тем же самым уровнем сервиса. Поскольку ваши вкусы были разными – преимущества, которые вы получали, были разными, а значит и ценность одного и того же оценена будет по-разному.

Ценность субъективна и варьируется для каждого из нас.

Потребность потребителей

Ценность товаров и услуг варьируется от потребителя к потребителю в зависимости от потребностей каждого из них.

Маркетинговая философия, лежащая в основе всего, что делают маркетологи, требует, чтобы маркетологи не предлагали и продавали товары, но формировали ценности и стремились удовлетворять желания и потребности потребителя.

Маркетинг вовсе не альтруистичен

Тем не менее, маркетолог работает в компании. Компании, даже ориентированные на рынок и на потребителей, понимают, что для успеха их бизнеса, товарно-денежный обмен между компаний и потребителями должен быть выгодным (прибыль – это еще не вся выгода компании, есть и другие выгоды). Маркетинговая ориентация и внимание к потребителю не является оправданием для того, чтобы не получать выгоду. Выгоды компании или выгода потребителя – получается, что есть противоречие? Вовсе, нет! Если удовлетворять потребности потребителей, то удовлетворенные потребители, покупают больше, приходят чаще и проще расстаются с деньгами. Поэтому…

С маркетинговой точки зрения, выгода компании – это прямое следствие удовлетворенности ее потребителей: чем больше удовлетворенных потребителей, чем выше их удовлетворенность, тем очевиднее выгода компании сейчас и, это важно, – в будущем.

  39.59K просмотров