Ну и развитие моделей рекламных коммуникаций:
- Диффузная теория – теория диффузии (проникновения) идеи в народ. Была выявлена разная предрасположенность к новому у разных сегментов общества. Часть людей достаточно консервативна, а часть, наоборот, легко включается в новый процесс. Не следует воздействовать на всех, а в первую очередь убедить критические 5%. Когда идея овладевает 20%, то остановить её уже нельзя. Данная модель используется при выводе нового товара (услуги) на рынок. В процессе вывода при построении коммуникации учитывают, что адаптации новой идей проходит 6 этапов: Внимание; Интерес; Оценка; Проверка; Принятие; Подтверждение.
Существует 5 классов людей по степени принятия новых идей и товаров: Новаторы (2,5%); Ранние принимающие (3,5%); Раннее большинство (34% ); Позднее большинство (34% ); Поздние принимающие (16%);
- Классическая модель AIDA описывает влияние на потребителей как процесс, начинающийся с внимания, продолжающийся интересом, желанием и заканчивающийся действием. В таблице сопоставляются стадии реакции потребителя на рекламное сообщение по данной модели с этапами рекламной коммуникации, задачами на этих этапах и показателями эффективности на них. Еще одна модификация AIDA – модель АССА. Наиболее полной и проработанной модификацией AIDA является модель AIMDA.
- Еще есть модель "4 A" Левиджа–Штейнера. Они сформировали цепочку из шести элементов: "осведомленность, знание, склонность, предпочтение, убеждение и покупка". Так же, как и AIDA, модель «4 Р» направлена на побуждение потребителей к действию.
- Модель DIBABA предложил к рассмотрению немецкий адвертолог Г. Гольдман в 1953 году. В ней предусмотрена возможная обратная связь: D – определение нужд потребителей (Definitionsstufe), I – отождествление потребительских нужд с предложениями рекламы (Identifizierungsstufe), B – доказательство необходимости покупки (Beweisstufe), A – согласие потребителя с аргументами (Annahmestufe), B – желание приобрести товар или услугу (Begierdestufe), A – принятие решения о покупке (Abschlußstufe).
- Еще вариацией AIDA является коммуникационная модель DAGMAR (определение рекламных целей для измеримых рекламных результатов), разработанная Дэвидом Колли, которая начинается с осведомлённости, продолжается знанием, затем убеждённостью и заканчивается действием.
- Модель коммуникации с высокой вовлечённостью. Майкл Рэй разработал модель эффекта рекламного обращения [I]думать – чувствовать – делать[/I], которая предполагает, что мы подходим к решению о покупке вследствие серии реакций. Эта модель определяет три категории эффектов, названных познавательными (умственными или рациональными), эмоциональными (импульсивными) и волевыми (решения или действия).
- Модель импульсной покупки. В отличии от этой модели, модель низкой вовлечённости меняет порядок реакций на думать – делать – чувствовать, считая, что потребитель узнаёт о товаре, пробует его, а затем формирует собственное мнение. Это происходит, когда различия между товарами незначительны и не требуют много размышлений. Также это называют моделью рекламной коммуникации с низкой вовлечённостью покупателей.
- Моделью рационализации – это модель "делать – чувствовать – думать", которая описывает, как люди покупают товар, а затем учатся на своём опыте. Это называют моделью рационализации, так как обычно потребители выбирают один из вариантов, а затем объясняют своё решение, вырабатывая устойчивое положительное отношение к товару. Это, конечно же, всеми любимый Tide или кипячение.
- Двухступенчатая модель – модель основана на ведущей роли лидеров мнения. Это те люди, мнение которых важно. Они воздействуют на нужную нам целевую аудиторию. На новое представление масс медиа обратили внимание после анализа воздействия: сразу после получения сообщения и через две недели после получения.
- Коммуникационная модель "Спираль молчания". Суть данной модели в том, что средства массовой коммуникации могут манипулировать общественным мнением за счёт предоставления слова меньшинству вместо большинства. По её гипотезе человек ощущающий себя в меньшинстве больше молчит и не высказывает своего мнения, тем самым присоединяется к большинству. Когда же СМИ корректирует картинку реального распределения, делая меньшинство большинством, оно замолкает.
- Модель "Привратник". Этот феномен распространяется на отбор новостей, который делает редактор. Из тысяч событий, происходящих в мире, редактор для своего издания отбирает только десятки. При этом, как показали исследования, редакторы ориентируются на свои пристрастия и представления о том, что интересно его аудитории. Привратником признаётся тот, кто контролирует поток новостей, может изменять, расширять, повторять и изымать информацию.
- модель FCB – классическая интегрированная модель коммуникативного рекламного эффекта, где последовательность иерархии представлена в виде матрицы.
- Модель Росситера–Перси. В 1985 году Дж. Росситер и Л. Перси усовершенствовали модель FCB, включив в нее такие важные коммуникативные эффекты, как знание марки и отношение к марке.
- IIRM (Integrated Information Response Model), предложенная В 1982 году Р. Смит и В. Суинярд, в которой все эффекты были разделены на фиксированные и свободные. Это позволяло показать, как в конкретной ситуации изменяется воздействие рекламы на каждого конкретного человека.
Ну и как, вы точно знали все рекламные коммуникационные модели?