Валовая маржа (gross margin)
Валовая маржа (gross margin) — общий доход от объема продаж компании, за вычетом стоимости проданных товаров, деленное на общую выручку, выраженный в процентах. Валовая маржа вычисляется по следующей формуле:
Валовая маржа % = (ОП - СС) / ОП
Где:
ОП – объем продаж;
СС - Себестоимость проданных товаров;
или:
Валовая маржа % = (ВП /ОП).
Где:
ВП – Валовая прибыль;
ОП – объем продаж;
Валовая маржа представляет собой процент от общего объема выручки, что компания сохраняет после понесенных прямых затрат, связанных с производством товаров и услуг, реализуемых компанией. Чем выше процент валовой маржи, тем больше компания сохраняет финансов на каждый рубль продаж для обслуживания других расходов и обязательств. Валовачя маржа является расчетным показателем, который сам по себе не характеризует финансового состояния предприятия или какого-либо его аспекта, но используется в расчетах ряда показателей. Отношение валовой маржи к сумме выручки от реализации продукции называется коэффициентом валовой маржи.
Валовая маржа представляет собой долю каждого рубля в объеме продаж, что компания сохраняет как валовую прибыль. Например, если валовая прибыль компании за последний квартал составила 35%, это было означает, что она сохраняет 0,35р. с каждого полученного в результате продаж рубля, чтобы потратить на погашение коммерческих, общехозяйственных и административных расходов, расходов по процентам и выплаты акционерам.Уровни валовой прибыли могут значительно варьироваться от одной отрасли торговли к другой.
Наблюдается обратная зависимость между валовой маржой и оборачиваемостью запасов: чем ниже оборачиваемость запасов, тем выше валовая маржа; чем выше оборачиваемость запасов, тем ниже валовая маржа. Производители должны обеспечивать себе более высокую валовую маржу по сравнению с торговлей, так как их продукт больше времени находится в производственном процессе. Валовая маржа определяется политикой ценообразования.
С валовой маржой не следует путать другой инструмент ценообразования — наценку, или маржу (gross profit, рентабельность продаж), определяемую в России