Наценка (mark-up)

Наценка (торговая наценка, mark-up) на реализуемые товары – торговая надбавка к цене реализуемого товара, денежная cумма, добавленная к себестоимости при расчете цены продажи, учитывающая накладные расходы, налоговые отчисления, прибыль и рыночную коньюнктуру. 

В зависимости от субьекта, формурующего цену, наценка: 

  • в розничной торговле – доход розничного продавца, разница между розничной ценой и оптовой ценой товаров;
  • В оптовой торговле – доход посредника, разница между ценой закупки и ценой продажи.

Наценка формируется (определяется):

  1. С целью покрытием издержек и определяется нормированием прибыли, формируемой торговым предприятием.
  2. В соответствии с конъюнктурой рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров. 

Чтобы торговля была прибыльной, наценка должна покрывать все расходы, связанные с продажей товаров. Иными словами наценка – это добавленная стоимость к покупной цене товара. За счет наценки торговые организации существуют – ведут хозяйственную деятельность, покрывают расходы на продажу, получают прибыль и уплачивают косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж и др.). 

Виды наценки:

  1.  Базовая наценка – наценка обеспечивающая плановую норму прибыльности при продаже единицы товара, формирующая базовую цену;
  2. Дополнительная наценка  – это надбавка к базовой цене товара (услуги), предусматриваемая в контрактах в тех случаях, когда продавец (поставщик) соглашается с дополнительными требованиями покупателя и выполняет их.
  3. Наценка дилера – плата, взимаемая дилером при выполнении ими дилерских функций, связанных с покупкой товаров и последующей их продажей по более высокой цене. Эта сумма включается в цену продажи. 
  4. Розничная наценка – разница между розничной и оптовой ценой товаров, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли предприятиями торговли.
  5. Торговая премия – доход торговой организации, в виде премии от поставщика, не является выручкой от реализации товаров, но выступает в роли наценки, поскольку формирует цену продажи.

Наценка считается по формуле:

Наценка (%) = (ВП / CC) х 100%.

или:

Наценка (%) = (ЦП - СC) / СC х 100%

Где:
ВП – валовая прибыль;
ЦП – цена продажи;
СС – Себестоимость проданной продукции;

При установлении наценки следует исходить из желаемой стратегической позиции предприятия относительно конкурентов. На одном конце рыночного спектра находятся предприятия, обеспечивающие высокое качество и назначающие заведомо высокие цены (то есть имеющие невысокий объем продаж). На другом конце рыночного спектра — предприятия, продающие большие объемы товара по низким ценам.

Пример: В апреле объем продаж составил 200 000 руб.
Себестоимость проданной продукции равна 90 000 руб., прочие расходы — 30 000.

Наценка = (валовая прибыль) / (себестоимость проданной продукции) х 100% = (200 000 — 90 000) / 90 000 x 100% ≈ 122%.

Сумма торговой наценки отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка».


Ссылка для цитирования:

«Наценка (mark-up)» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_n/nacenka/
  137.57K просмотров


Поделиться: