Относительная доля рынка
Относительная доля рынка (relative market share) определяет долю рынка компании или бренда по отношению к доле рынка главного конкурента на рынке.
Относительная доля рынка позволяет сравнить относительное положение компании или бренда на разных рынках и при оценке степени конкуренции на этих рынках.
Цель определения относительной доли рынка — оценка успеха компании или бренда и их положения на рынке.
Относительная доля рынка рассчитывается на основании данных о продажах:
- для лидеров относительная доля рынка рассчитывается соотношением доли рынка лидера к доле рынка его ближайшего конкурента;
- для всех остальных — доля рассчитывается путем деления объемов продаж бренда на объем продаж самого крупного конкурента.
Относительная доля рынка = Объем продаж / Объем продаж ведущего конкурента.
Относительная доля рынка приобретает значимость по результатам исследований, говорящих о том, что основные игроки на рынке более рентабельны по сравнению со своими конкурентами. Этот показатель получил распространение благодаря Boston Consulting Group (BCG), разработавшей свою известную матрицу «доля рынка - рост рынка».
В матрице BCG на одной оси находится относительная доля рынка - отражение конкурентоспособности. Другая ось представляет рыночный рост - отражение потенциала. Вдоль этих осей товары классифицированы по малой/большой доле рынка и высокому/низкому рыночному росту, располагая их в одном из четырех квадратов. В традиционной интерпретации данной матрицы товары с большой относительной долей рынка на растущих рынках считаются «звездами», что предполагает, что они должны обладать сильной инвестиционной поддержкой. Наличность для таких инвестиций создается за счет «денежных корон» - товаров с высокой долей рынка на медленнорастущих рынках. Товар «трудный ребенок» может обладать потенциалом для будущего роста, но слабыми конкурентными позициями. И, наконец, «собаки» не обладают ни сильными конкурентными позициями, ни потенциалом роста.