Оборачиваемость дебиторской задолженности
Оборачиваемость дебиторской задолженности, принятый в мире и стандартный для мирового финансоваого учета показатель состояния взаимоотношений с клиентами по поставкам товаров с последующей оплатой. Вообще дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию-поставщику товаров и услуг, со стороны других предприятий, фирм получателями товаров и услуг, являющихся их должниками, дебиторами.
Receivables turnover ratio (RTR) — отношение объема выручки по итогам реализации к средней сумме счетов к получению за минусом резервов на сомнительные позиции.
Согласно формуле, показатель оборачиваемости дебиторской задолженности равен:
RTR = (продажи в кредит или выручка) / (средняя дебиторская задолженность за период).
Показатель определяет, сколько раз счета к получению превращались в денежные средства или сколько единиц выручки получено с 1 руб. дебиторской задолженности. Чем выше его значение, тем меньший период времени проходит между отгрузкой продукции потребителям и моментом их оплаты. Высокие значения этого показателя положительно отражаются на его ликвидности и платежеспособности. Средняя дебиторская задолженность за период - значение дебиторской задолженности (обычно определяется как сумма на начало и на конец периода, деленная пополам, хотя возможно и более детальное изучение ее изменений в течение периода)
В международном финансовом учета принят и другой показатель, имеющий отношение к оборачиваемости дебиторки - это оборачиваемости дебиторской задолженности, расчитанная в днях DSO (day’s sales outstanding) .
DSO = (Средняя дебиторская задолженность * 365) / (Продажи в кредит или Выручка).
Этот показатель важен при планировании следующих платежей и(или) поставок, когда последующая поставка завязана договором на погашение предыдущей задолженности. Показатель характеризует средний период времени, в течение которого денежные средства от покупателей поступают на расчетные счета предприятия при текущей учетной, сбытовой, маркетинговой политиках. Отсюда его другое также популярное название этого же понятия — ACP (average collection period). Чем меньше значение данного показателя, тем в более выгодных условиях находится поставщик товара.