Нишевой маркетинг
Нишевой маркетинг (niche marketing) — маркетинг в рыночной нище, маркетинг в узком сегменте рынка, в котором компания работает с прибылью, не конкурируя с другими участниками рынка.
Определяющим для узкой рыночной ниши является ограничения по объему сбыта, вызванные:
- "не зрелостью" сегмента. Растущий молодой рынок, с неустоявшимися правилами рыночной игры и рыночными игроками, а так же с характерным не постоянством потребления);
- "закрытостью" сегмента. "Закрытый" рынок — рыночный сегмент, вхождение на который затруднено либо высоким порогом входа, либо наличием определенного административного ресурса.
Нишевой маркетинг — маркетинговая стратегия, при которой товаропроизводитель или продавец направляет все свои усилия не на весь рынок, а концентрирует маркетинговые усилия на его небольшом сегменте. Нишевой маркетинг как правило характерен для:
- не больших фирм с ограниченными ресурсами;
- для товаров узкого нишевого спроса.
Нишевой маркетинг при ограниченных ресурсах позволяет концентрироваться на небольшом сегменте рынка, или “нише”, которые могли быть упущены (сознательно не заняты или обслуживаемые от случая к случаю) более крупными игроками на рынке – конкурентами, в силу неразвитости "ниши", малой предполагаемой доходности, узости самой рыночной ниши.
Преимущества нишевого маркетинга:
- возможность быстро стать специалистом в своей нише;
- экономия ресурсов для выхода на рынок;
- отсутствие явной и жесткой конкуренции, так свойственной рынку;
Стратегии нишевого маркетинга. Существует несколько различных стратегий нишевого маркетинга:
- стратегия конечного пользователя, при которой обслуживается конечный пользователь только одного типа;
- стратегия вертикального уровня, специализирующаяся на одном уровне цикла производство-распределение;
- стратегия размера потребителя, при которой продается продукция, разработанная только для потребителя определенного размера, например, одежда для очень маленьких или очень больших людей;
- стратегия обслуживания, при которой предлагаются услуги, не предоставляемые другими компаниями;
- географическая стратегия, при которой товары продаются только в одной географической зоне.
Нишевый дистрибьютор — это компания, имеющая прямые контракты с производителями и сознательно ограничивающая сферу своей маркетинговой деятельности, дистрибьюцию определенным, достаточно узким сегментом рынка.