Кабинетное исследование
Кабинетное исследование (desk research) — сбор, изучение, систематизация и анализ вторичной маркетинговой информации о рынке, полученной из доступных источников , т. е. данных, определенным образом обработанных и содержащихся в основном в официальньїх и иных печатных источниках: периодике, экономических изданиях, статистических справочниках, внутрифирменных отчетах и т.д.
Кабинетное исследование — это совокупность методов сбора и оценки маркетинговой информации, содержащейся в данных, подготовленных для каких-либо иных целей.
Термин кабинетное исследование произошел от формата и самой сути исследования "не вставая из-за стола", то есть, не прибегая к "полевым исследованиям" – проводить работу по изучению, анализу и систематизации уже имеющейся информации.
Вторичная информация для кабинетного исследования – маркетинговые данные, любые открытые данные, а также собранные ранее из внешних и внутренних источников данные для целей, быть может, отличных от целей кабинетного исследования. В кабинетных исследованиях данные (вторичная информация) являются не целевыми, но представляющими интерес, поскольку такие данные, косвенно, могут служить цели кабинетного исследования, а соотнесение одних косвенных данных с другими может служить инструментом для анализа объекта исследования.
Цель кабинетного исследования – оценка деятельности компании и подстройка ее деятельности к состоянию рынка и требованиям конечного потребителя.
Задачи кабинетного исследования. Исследование может быть проведено для решения одной или одновременно нескольких, перечисленных ниже, маркетинговых задач:
- составить общее представление о ситуации на рынке;
- обозначить тенденции и перспективы развития рынка;
- провести конкурентный анализ;
- выявить структуру рынка;
- выявить основные каналы сбыта и продвижения продукции;
- установить объем и емкость рынка;
- провести анализ ценовой политики на рынке;
- провести анализ публикаций в СМИ об объекте исследовани;
- обозначить ключевые аспекты дальнейшего исследования рынка с использованием качественных и количественных методов (фокус-групп, глубинных интервью, количественных опросов и т.д.).
Виды кабинетного исследования:
- наблюдение за объектом – перманентное наблюдение за изменяющимся рыночным объектом (товар, бренд, конкурент, отрасль, рынок);
- экспресс-экспертиза – получение оценочной информации (состояние рынка, оценки привлекательности отрасли, рыночные параметров бренда и проч.);
- углубленное исследование – многофакторное исследование объекта с применением аналитических методов, с анализом прямых и косвенных данных об объекте исследования (исследование и анализ факторов, влияющих на объект исследования, находящихся как в рамках его рыночного сегмента, так и выходящих далеко за рамки сегмента, отрасли, страны).
Преимущество кабинетного исследования
- состоит в возможности получения информации о проблемах, недоступных в результате прямого изучения объекта, посредством субъект-объектного взаимодействия, как это делается при проведении маркетинговых исследованиях;
- оперативность исследования – не требуется организации полевых исследовательских работ;
- возможность исследования узкоспециализированный областей;
- возможность построения модели развития событий по большому набору косвенных признаков.
Причины применения кабинетных исследований:
- при предварительном анализе данных с целью формулирования задач дальнейшего полевого исследования;
- при недостатка средств на полноценное исследование;
- в случаях, когда нет необходимости в высокой точности данных (экспресс-оценка);
- в случае необходимости оценки на объект исследования влияния многих факторов;
- в случае необходимости наблюдения за изменениями объекта с течением времени.
Источники информации для кабинетного исследования:
- федеральные, муниципальные законы и подзаконные акты;
- данные государственная статистика (Госкомстат, ГТК);
- данные переписи населения;
- данные торговых ассоциаций, торговых палат, отраслевых союзов;
- отчеты конкурентов, поставщиков;
- публикации в СМИ (общетематические и отраслевые);
- данные, полученные от экспертов в ходе неформальных контактов;
- внутрифирменный документы и отчеты.