Кейс
Кейс – ситуация, взятая из практики, реальный случай, на котором разбираются теоретические идеи.
Понятие кейс происходит от английского case — "обстоятельства". Кейс — это некое "дело - папка", куда "подшивается" вся информация о задаче: материалы (документы, видео/аудио/фото, схемы и чертежи, показатели и др.), обсуждения задач кейса, участвующие в решении кейса люди, задействованные бизнес-процессы, которые выполнялись в ходе решения задачи, а также, взаимосвязи всех этих элементов.
Кейс в маркетинге – метод эдукологии, призванный ускорить процесс обучения путем привлечения обучаемых (студентов) к анализу, открытому, свободному обсуждению и принятию окончательного решения относительно рассматриваемой деловой ситуации (кейсовый метод). Кейс применяется для обучения в процессе изучения той или иной дисциплины с целью отработки методики анализа, разработки и принятия решений, например маркетинговых.
Метод кейсов (англ. case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Кейс-метод широко используется в бизнес-обучении.
В деловой лексике понятие «кейс» прочно вошло в практику и обозначает конкретную ситуацию и способ ее разрешения, включая описание исходной ситуации, решения и пути выбранные участниками, их действия, материалы, относящиеся к делу, ну и конечно, полученный результат. На кейсах давно тренируют студентов бизнес-школ, разбирая их и моделируя разные сценарии развития ситуаций.
Признаки кейса:
- Объект управления – четко описываемая проблема (задача);
- Высокий уровень неопределенности задач, недостаточно информации на старте;
- В ходе выполнения задачи происходит накопление полезных знаний (история решений, лучшие практики, шаблоны),
- Объединяет участников, бизнес-процессы, контент;
- Эти знания и информацию можно передать другим.
- Приближены к реальной ситуации: географически, экономически, отраслево, рыночно, политически и проч.;
- Когда читатель сможет сам осмыслить кейс, что бы предложить иной способ решения, отличный от описывемого;
- А предложив, объяснить отчего его решение лучше или хуже.
Кейсы, без попыток их осмыслить и без достаточной теоретической базы, ведут:
- к идиотии – расстройству восприятия действительности – безотчетной вере в желаемое, основанной на «магии цифр» из кейсов, на вырванных из контекста примерах и важности известных имен («это так просто», «я тоже так смогу», «вот как надо делать в любом случае», «безальтернативное решение») или
- к эмпиризму – убежденности, что теория, законы и принципы – это ничто, по сравнению с опытом – единственным источником знаний о мире.
Важно не путать «эмпиризм» и «адаптивность» – способность учиться на прошлом опыте, ситуациях и формировать, тем самым, новые знания.
Адаптивный кейс-менеджмент – это технология, позволяющая гибко управлять процессом решения поставленной задачи, в зависимости от развития ситуации. Термин адаптивный кейс-менеджмент (adaptive case management) был впервые предложен в 2010 году Workflow Management Coalition.
Способ обучения «Кейс Стади» (case study) придумали в 1929 году, когда Фредерик Ле Плей (Frederic Le Play) впервые ввел метод кейс-стади в социалогию, когда использовал это при статистических исследованиях семейных бюджетов.