Бенчмаркетинг

Бенчмаркетинг (бенчмаркингbenchmarking) — это процесс изучения и оценки товаров, услуг, менеджмента и опыта тех компаний, которые являются признанными лидерами в сегменте, области. Это способ изучения любого рыночного объекта (товара, услуги, компании, модели, менеджмента) и, прежде всего, своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта и их достижений в своей собственной работе.

Бенчмаркетинг произошел от слова "benchmark" (bench – уровень, высота, mark – отметка) — "точка отсчёта", означает отметку на фиксированном объекте, нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами.

С точки зрения менеджмента, бенчмаркинг – это концепция, представляющая на постоянное совершенствование деятельности компании для повышения его конкурентоспособности, путем ориентации на высшие достижения во всех сферах ее функционирования. Бенчмаркетинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и изучение лучших примеров, не зависимо от их размера, сферы бизнеса и географического положения. Бенчмаркетинг представляет собой искусство обнаружения того, что другие делают лучше нас и изучение, усовершенствование и применение их методов работы и разработок.  

Цель бенчмаркетинга — повышение конкурентоспособности, разработка эффективной программы по внедрению бенчмаркетинга и использование полученных результатов.

Основная задача бенчмаркетинга — постоянное совершенствование маркетинга, финансовой структуры дохода предприятия, технической обеспеченности продукта, развитие менеджмента предприятия.  Задача бенчмаркетинга – не только сбор информации для сравнения и методика отбора лучших практик, которые могут стать стандартом поведения, но и разработка такой корпоративной культуры внутри самой компании, которая способствовала бы восприятию лучших методов маркетинговой работы, а также поиск лучших методов маркетинга. 

Сущность бенчмаркинга ученые и практики предполагают определять неоднозначно: и как концепцию, и как процесс, и как функцию (особый вид деятельности), инструмент, способ оценки стратегий, целей работы. Он связан с поиском и изучением наилучших методов и способов развития, чтобы собственный бизнес находил новые пути совершенствования.

Бенчмаркинг – это метод обретения конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности компании за счет поиска, изучения и адаптации к собственным условиям наилучших методов осуществления 􏰀процессов вне зависимости от сферы их применения, посредством чего удовлетворяются возвышающиеся потребности рынка. 

Применительно к контексту маркетинговой среды, данный термин подразумевает сравнительный анализ работы своего бизнеса с передовым опытом конкурирующих компаний, а по мере необходимости, и с прочими успешными фирмами, даже работающими в других областях. 

В центре внимания бенчмаркетинга находятся такие вопросы, как:

  • понимание того, какая фирма находится на вершине конкуренции?
  • почему наша фирма, наш маркетинг не является лучшим?
  • что должно быть изменено или сохранено на предприятии, чтобы стать лучшим?
  • как внедрить соответствующую стратегию, чтобы стать лучшим из лучших?

Таким образом, польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда исследуются и внедряются на своем предприятии лучшие методы и технологии других, не собственных предприятий или отраслей. Это может приводить к прибыльному предпринимательству с высокой экономичностью, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей покупателей.

Выделяют следующие виды бенчмаркетинга:

Товарный бенчмаркинг — сравнительный анализ продукции, бизнес-процессов, связанных с конкурентным товаром, с аналогами прямых конкурентов. Его следует применять, если предприятие решило сравнить маркетинговые показатели  товара с аналогичными показателями прямых конкурентов. Российские компании чаще всего применяют именно такой вид бенчмаркетинга.

Функциональный бенчмаркинг — сравнение эффективности отдельных функций (например, логистики, управления персоналом) компаний одной отрасли, не обязательно прямых конкурентов.

Общий конкурентный бенчмаркинг — анализ и восприятие передового опыта компаний, действующих в других отраслях.

Внутренний бенчмаркинг — сравнение эффективности работы параллельных подразделений одной организации, анализ и внедрение лучших приёмов менеджмента, бизнес-процессов.

Бенчмаркинг менеджмент — особый вид деятельности по поиску и получению информации о лучших решениях в бизнесе, технологиях и практических разработках, используемых другими компаниями, их усовершенствование и применение.

Родоначальниками менеджмента бенчмаркетинга считают Японские компании, которые положили основу свой бизнес-технологии копирования чужих достижений, бизнес-технологий и удачных и перспективных товаров в 50х годах XX века.


Ссылка для цитирования:

«Бенчмаркетинг» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_b/benchmark/
  114.68K просмотров


Поделиться: