Стретегия и тактика маркетинга
Термин «маркетинг» как процесс имеет внутреннюю двойственность. Обычно внимание маркетологов-практиков акцентируется более на практической стороне маркетинга.
Операционный маркетинг (тактический маркетинг)
Операционный маркетинг – это совокупность процессов, конкретные действия, которые распространяется на горизонт краткосрочного и среднесрочного планирования. Роль операционного маркетинга заключается в организации маркетинговых коммуникаций, корректировок комплекса маркетинга (при необходимости) и продаж. Основная задача операционного маркетинга – реализация текущего этапа стратегического плана, путем использования наиболее эффективных методов маркетинга для текущего этапа при одновременной минимизации издержек. Цель – выполнение плана маркетинга текущего этапа.
Операционный маркетинг реализует задачи текущего этапа стратегического плана маркетинга. Операционный маркетинг представляет собой последовательное:
- детализация текущего этапа стратегического плана;
- осуществляемый в векторе стратегии, процесс планирования действий с краткосрочным горизонтом планирования;
- реализация запланированного, с учетом комплекса маркетинга текущего этапа: товар, цена, сбыт, коммуникации.
- в конце этапа, корректировка стратегического плана, в случае необходимости;
- постановка задач следующего этапа.
Операционный маркетинга включает в себя:
- выпуск продукции;
- организацию дистрибуции и продажи;
- контроль цен и ценообразование;
- комплексную коммуникацию с потребителями, покупателями и посредниками (если они есть) с целью информирования и продвижения отличительных качеств продукта при одновременном снижении информационных затрат.
Эти перечисленные действия, которые в значительной степени дополняют друг друга, дополняются практикой брендинга фирмы – популяризации имен продуктов и имени компании.
Таким образом, операционный маркетинг является определяющим фактором, который непосредственно влияет на продажи. Положительный итог операционного маркетинга материализуется в структуре (отделе, департаменте) продаж компании, как доходы от продаж – фактический товарооборот, формирующий выручку. Реализовывать операционный маркетинг эффективно – это означает получать заказы на покупку и «продавать», используя наиболее эффективные методы продаж, в то же время минимизируя затраты. Это же, в свою очередь, во временных границах операционного периода, влияет на краткосрочную прибыльность фирмы.