Маркетинг потребителей и маркетинг компаний
Маркетинг может осуществляться как отдельными лицами, так и организациями, как в отношении отдельных лиц, так и компанимй
Частные лица или компании?
С появления первых городских рынков и, далее – первых магазинов, супермаркетов и компаний – оптовых посредников, маркетинг стал отвечать не только за взаимоотношения компаний-производителей с покупателями и потребителями их продукции и услуг, но и за взаимоотношения между компаниями-производителями и другими компаниями – потребителями их услуг и товаров. И в каждом случае, такой маркетинг имеет определенные отличия и особенности, ведь отличаются потребности людей и компаний и есть определенная особенность бизнеса у различных компаний-покупателей.
- B2C. Процесс, в котором компании-производители продают товары и услуги потребителям-людям, известен как маркетинг B2B (business-to-consumer) – процесс продажи «от бизнеса к частному потребителю».
- B2B. Процесс рыночного взаимодействия компаний-производителей, когда осуществляются продажи товаров или услуг одной компанией другой, называется маркетингом B2B (business-to-business) – от бизнеса к бизнесу.
- H2H (С2С). С появлением различных аукционных сайтов, таких как Ebay, Amozon и Aliexpress, потребители начали продавать свои товары и услуги другим потребителям, что потребовало введения в маркетинг третьей категории взаимоотношений продавцов и покупателей – H2H (human-to-human) или C2C (consumer-to-consumer) – продажа челокек-человеку или консьюмер - консьюмеру, что тоже самое.
- H2B. К особой категории рыночных отношения можно причислить и взаимоотношения между продавцами-людьми и покупателями-компаниям – h2b.
Некоторые компании одновременно занимаются маркетингом как B2B, так и B2C. Например, доставка продуктов питания может осуществляться компаниями, как частным покупателям, так и корпоративным. Если компания продает автозапчасти для легковых автомобилей, то выступать она может, как контрагент в сделках B2C – бизнес для частных потребителей, так и в коммерческих сделках B2B – бизнес для бизнеса, но может ограничиться и взаимоотношениями только с определенными потребителями – продавать только частным потребителям или только корпоративным потребителям.
Когда вы подаете заявление на работу, например, то письмо, которое вы отправляете вместе со своей заявкой, а также то, как вы презентуете себя во время интервью с работодателем, – все это форма маркетинговой деятельности. Маркетологи, бухгалтеры, юристы, специалисты по финансовому планированию, врачи и другие поставщики профессиональных услуг продают свои услуги компаниям.