Концепция маркетинга и философия маркетинга
Что же такое маркетинг? Несмотря на сотни маститых теоретиков, тысячи книг и миллионы практиков, ответ на этот вопрос по-прежнему является критическим для каждого из нас
Как это теоретическое реализуется на практике?
Знать то, как надо делать – это не означает автоматическую реализацию этого. Например, Теодор Левитт в начале 1960-х гг. сетовал на неспособность компаний по-настоящему реализовать философию маркетинга (Levit 1960). Филип Котлер согласился: «мы говорим о маркетинге уже двадцать пять лет, но очень немногие компании действительно делают это» ( Котлера цитирует Lopez 1985).
Маркетолог Прабху Гуптара соавтор Филиппа Котлера по книги «Маркетинг 3,0» писал: «Есть различие между философией маркетинга и методами маркетинга. Можно иметь философию без множества методов; и как это ни удивительно, можно также иметь методы без философии. В большинстве случаев, первое имеет смысл; второе же не имеет смысла ни при каких обстоятельствах… »
За прошедшие с момента формулирования концепции годы, для многих руководителей и их компаний ничего принципиально не меняется. Например, часто видимы ошибки:
- руководители маркетинга компаний верят в то, что «удовлетворенность потребителей» обеспечит стабильный и прибыльный бизнес, но ничего не делают для роста удовлетворенности: не исправлять качество продукт, не улучшать менеджмент;
- компании занимаются рекламированием и продвижением товара ненадлежащего качества, то есть, используют методы маркетинга не исповедуя принципы и не принимая философию маркетинга;
- маркетологи, проводя рекламную компанию, забывают участь, что спрос на продукцию, увеличившийся в следствии ее воздействия, должен быть учтен в большем объеме поставок продукции – не миксуют работы;
- низкая цена не гарантирует необходимый уровень продаж, если о наличии низкого ценового предложения не знает потребитель – пример ложной надежды только на экономические инструменты, без применения комплекса маркетинга;
- консультанты и преподаватели читают лекции и дают теоретически обоснованные советы, не имея практического опыта реализации маркетинговых программ;
- и т.д.
- как философия;
- как концепция;
- как практически реализуемый микс.
Выводы
Философия маркетинга расплывчата – на то это и философия. Она формирует взгляды, которые формируют принципы. Она дает компании цель и направление, но не формирует конкретные указания для составления индивидуальной стратегии фирмы.Концепция маркетинга же совершенно конкретна и поэтому требует вполне конкретных действий, которые большое число компаний и их владельцев, по той или иной причине не хотят или не могут делать (тратить деньги, изучать рынок, разрабатывать товары).
Эти трудности следования маркетингу – это основные причины неприятия маркетинга и критики маркетинга. Неприятием и критикой хейтеры маркетинга лишь пытаются оправдаться за собственное не желание или невозможность следования философии маркетинга и его принципам. Приведенное выше обсуждение критических замечаний, полагаю, недвусмысленно продемонстрировало устойчивость концепции и ее полезность для маркетинг-менеджеров, руководства и компаний. Кроме того, критические замечания четко показали необходимость различать философию маркетинга и практику управления комплексом маркетинга, как в концептуальном, так и в практическом плане.