Законы Госсена

Законы Гессена (законы Госсена) базируются на положении того, что главным мотивом, определяющим поведение человека, является стремление к получению максимума полезности.

Законы Гессена сформулированы в рамках экономической теории предельной полезности – одной из теорий стоимости. Автор законов Герман Генрих Госсен исходил из предположения, что раз люди рациональны, то демонстрируют рациональное поведение, которое, в том числе, характеризуется, наряду со стремлением к получению удовольствия, еще и характеризуются стремлением к получению пользы от того или иного выбора, принимаемых решений и совершаемых действий, а также, стремлением к увеличению полезности.

Первый закон Гессена

Несколько вводных утверждений к «Первому закону Гессена»:

  1. Человек может употребить одну единицу товара и получить пользу. Но может потребить сразу несколько товаров и получить больше пользы.
  2. Чем больше единиц товара потребляет человек за ограниченное время, тем большую совокупную полезность он получает.
  3. Marginal utility (MU, приращение полезности) – это дополнительная полезность, полученная от потребления последующей единицы товара по сравнению с предыдущей.
  4. Совокупная полезность (AU) определяется путем суммирования показателей MU.
  5. Однако, каждая последующая единица товара полезна все меньше
  6. И, в конце концов, с потреблением очередной единицы товара, наступает предел полезности
  7. Если, до этого получая пользу, в какой-то момент, человек потребив очередную единицу товара, получит вред (отрицательная полезность), то с этого момента, совокупная полезность потребленных товаров начнет уменьшаться.

Первый закон Гессена «Закон убывающей предельной полезности» – начиная с определенного момента, дополнительная полезность, полученная от потребления последующей единицы товара (любого блага), по сравнению с предыдущей, снижается по мере увеличения количества потребляемого товара, то есть, происходит насыщение, которое уменьшает пользу.

Смысл первого закона Госсена выражается в двух положениях:

  • в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает;
  • при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.
Следствие из Первого закона Гессена. Зная закон убывающей полезности, мы можем объяснить:
  • уменьшающийся спрос – как каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей полезностью, а значит уменьшается и спрос на последующие товары, при насыщении и уменьшении пользы;
  • потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии, что вновь увеличиться полезность, скажем, при уменьшении цены на последующие единицы товара.
  • подсказанное решение для стимулирования спроса, заставляет производителя снижать цену на свою продукцию.

Второй закон Гессена

Несколько вводных утверждений ко «Второму закону Гессена»:

  1. Допустим, потребитель покупает два товара – X и Y
  2. Потребитель оценивает полезность товара X больше, чем товара У.
  3. Потребитель начнет увеличивать потребление товара Х и сокращать потребление товара У.
  4. Но, согласно «Первому закону Гессена», при увеличении потребления Х его предельная полезность начинает снижаться, по сравнению с полезность У.
  5. И потребитель снижает количество покупок товара X;
  6. В конце концов, установиться равенство оценок полезностей товаров Х и У.
  7. Это будет идеальное положение, когда потребитель перестает потреблять одно благо вместо другого и в идеальной ситуации, найдя баланс между числом потребления X и Y ничего больше не меняет в количестве потребления.

Второй закон Гессена «Закон равной предельной полезности» – покупатель склонен всегда менять структуру потребления, переключаясь с одного товара на другой, последовательно продвигаясь к такому состоянию, когда менять уже ничего не нужно. В этом заключается смысл второго закона Госсена. Другими словами, потребитель так должен израсходовать свой доход на покупки, чтобы отношение полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом доход должен быть истрачен полностью.

Этот закон объясняет поведение потребителя, когда у него ограниченные ресурсы, но неограниченные желания. Рациональный человек пытается оптимизировать скудные ресурсы, доступные для достижения максимального удовлетворения.

Следствие из Второго закона Гессена: Максимальная полезность достигается при выборе такой потребительской корзины, которая, во-первых, удовлетворяет ограничению бюджета на покупки и, во-вторых, содержит такое количество товаров, при котором отношение полезности к цене одинаково для всех товаров.

Значение Законов Гессена. Законы использовались экономистами для объяснения явлений спроса и принципов ценообразования. Первый и второй законы Госсена легли в основу всей современной микроэкономической теории. Работа Гессена в 1854 году открыла новое направление экономической мысли.

Критика законов Гессена:

По мнению экономистов-марксистов, коренные недостатки теории Госсена – идеалистический подход к экономическим явлениям и игнорирование решающей роли производства в экономической жизни общества. Вывод, вытекающий из теории Госсена – характер потребления и распределение материальных благ между людьми не зависят от характера производственной сферы — рассматривается как апологетический, не соответствующий реальности. Из его теории вытекает вывод, выгодный капиталистам, что характер потребления, распределение материальных благ между людьми не зависят от социально-экономической формы производства.

Ординалистская экономическая теория. Поведение потребителя на рынке можно объяснить не только с точки зрения теории предельной полезности, но и с точки зрения теории потребительского выбора (ординалистская теория), которая отрицает возможность количественного измерения полезности. Парето В.  (1848-1923) исследовал проблему предельной полезности с иных позиций. Он рассматривал предельную полезность не как единственное основание для той или иной цены, а как лишь один из факторов, который воздействует на изменение цены.

По мнению социальных психологов, законы Гессена – субъективный подход с позиции доминирования экономических явлений, над социальной природой человека и не учитывающий социально-психологические аспекты личности. На рациональность поведения человека оказывает большое влияние то, как формируется личность и развивается, под влиянием различных социальных групп. Наблюдающееся нерациональное поведение определяется социальными установками, ценностями, нормами, мотивами и мотивациями и рядом других специальных явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми.

С позиции маркетинга, законы Гессена призваны объяснить экономическими законами природу товарно-денежного обмена, без учета социальной природы взаимодействия. Экономисты не учитывают тот факт, что человек, в первую очередь, – это не потребитель, а человек, а значит, способен демонстрировать изменение модели поведения. Под тем или иным внешним воздействием, человек склонен проявлять те или иные свойства личности и вести себя рационально или нерационально. К примеру, противореча экономическому взгляду на рациональность, существует класс ритейла «магазины за углом», предлагающие своим потребителям, зачастую, меньший выбор товаров и дороже цены. Существование таких магазинов и наличие в них покупателей экономически же обусловлено тем, что потребитель готов изменять (гибко подстраивать) структуру потребления, рационально относясь к затратам времени и усилий на покупку, в противовес «Теории предельной полезности» и законам Гессена.



Ссылка для цитирования:

«Законы Госсена» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_z/laws_Gosain/
  53.51K просмотров


Поделиться: