Фандрайзинг

Фандрайзинг (фэндрайзинг, фандрэйзинг, fundraising) — процесс привлечения внешних, сторонних для компании ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или с целью деятельности в целом.

Термин фандрайзинг происходит от английских слов (fund - средства, финансирование, raise - нахождение, сбор). Понятие фандрайзинга происходит из США, где он употребляется в секторе негосударственных некоммерческих организаций.

Суть Фандрайзинга. В широком смысле, представляет собой методику поиска источников финансирования и ресурсов для обеспечения деятельности.

Различают проектный и оперативный фандрайзинг. В первом случае собираемые средства идут на осуществление конкретного проекта, во втором - средства идут для осуществления текущей деятельности организации.

Фандрайзинг может быть внутренним и внешним. В первом случае речь идет о разработке и реализации стратегии поиска источников обеспечения деятельности силами менеджмента самой организации. Во втором случае, фандрайзинг — это предмет консалтинговой деятельности, когда поиск финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. 

Специалисты по фандрайзингу:

  • Профессиональный фандрайзер («professional fundraiser») — тот, кто предоставляет услуги по привлечению ресурсов самостоятельно или по контракту; 
  • Специалист–фандрайзер («fundraiser») — сотрудник организации, которая ищет пути привлечения ресурсов. 
  • Волонтер-фандрайзер – доброволец-активист, призванный для привлечения ресурсов – отдельные люди и группы населения, которые готовы пожертвовать своим свободным временем и (или) денежными средствами для поиска требуемых ресурсов.

Под ресурсами в фандразинге понимаются:

  • материальные: кредиты и заимствования, пожертвования, инвестиции)
  • не материальные ресурсы: человеческие, информационные, юридические, маркетинговые и т. п.
Привлекаемые ресурсы, в зависимости от целей источника привлечения, принято подразделять на:

  • коммерческие;
  • благотворительные. 
Методы привлечения ресурсов в фандрайзинге
  • обращение с просьбой (личное и персональное); 
  • массовые акции по привлечению средств, с применением агитации; 
  • грантовые конкурсы; 
  • волонтерство; 
  • взаимовыгодное партнерство; 
  • субсидирование; 
  • оказание возмездных услуг; 
  • членские взносы организаций; 
  • сбор частных пожертвований; 
  • кредитование.

Благотворительные (ресурсы, организации предоставляющие ресурсы) – добровольное и бескорыстное вспомоществования, пожертвования юридических лиц и частных лиц в форме предоставления получателям, организационной, финансовой и иной помощи. Формы благотворительности — меценатство и спонсорство.

Источник ресурсов для фандрайзинга может выступать в качестве: спонсора, инвестора, грантодающей организации, мецената или донора.

  • Меценат — физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе. Спонсор — юридическое или физическое лицо, оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки и т.д. 
  • Донор — юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным оранизациям на добровольной бескорыстной основе. 
  • Грантодатель — благотворитель, выделяющий грат – благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах.
Формы фандрайзинга:

  • Научный фандрайзинг — научное проектирование, искусство подготовки, написания и сопровождения заявок на конкурсы, организованные научными фондами и иными благотворительными учреждениями, с целью привлечения денежных средств для реализации проектов по проведению научных исследований и научно-организационных мероприятий.

  • Финансовый фандрайзинг – это процесс поиска и сбора финансов (возмездных или безвозмездных) для обеспечения деятельности компании.

  • Маркетинговый фандрайзинг – процесс сбора и анализа мнений маркетинговых специалистов о методах и способах ведения маркетинговой деятельности, маркетинговое консультирование.



Ссылка для цитирования:

«Фандрайзинг» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_f/fundraising/
  193.37K просмотров

Материалы по теме:


Поделиться: