Диверсификация

Диверсификация (diversification) — стратегическая ориентация на разнообразие и разностороннее развитие деятельности. Термин диверсификация происходит от латинского diversificatio — изменение, разнообразие; и сочетания слов: diversus — разный и facere — делать.

Диверсификация — очень широкое понятие, поэтому, говоря о разных видах деятельности, различают следующие виды диверсификации: диверсификацию производства, диверсификацию продукции, концентрическую диверсификацию, горизонтальную диверсификацию, конгломеративную диверсификацию, диверсификацию инвестиций (капитала).

  • Диверсификация производства — переход от односторонней, часто бази­рующейся лишь на одном продукте производственной структуры, к многопро­фильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.
  • Диверсификация цен — установление различного уровня цен либо на один товар, либо на товарную группу.
  • Диверсификация капитала — рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков.

Диверсификация предполагает:

  • одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности (производства, продажи, бизнеса);
  • увеличение количества видов и наименований продукции и услуг;
  • распределение средств между различными (по ряду параметров) активами с целью снижения рисков; проникновение компании в другие отрасли.

  

Цель диверсификации:

  • обеспечить новые горизонты для роста фирмы, бизнеса;
  • снизить зависимость от одного рынка, от одного продукта, марки;
  • уравновесить сезонные колебания рынка.

Виды деверсификации:

  • связанная;
  • не связанная диверсификация

Связанная диверсификация представляет собой разнообразие за счет нового направления, имеющего какое-либо отношение к существующему направлению. Связанная диверсификация позволяет использовать преимущества, которых фирма достигла в традиционной для себя сфере. Она направлена на получение большей прибыли и на минимизацию предпринимательских рисков.

Несвязанная диверсификация (конгломератная диверсификация) выражается в переходе фирмы в новую для себя область, иную, чем существующая, предполагающая применение новых технологий и (или)  маркетинговую деятельность на новом рынке.  При помощи данной стратегии фирмы-специалисты становятся многоотраслевыми, составные части бизнеса которых, за частую, не имеют между собой функциональных связей.

  • Внутренняя;
  • Внешняя;

Диверсификация может быть проведена как с применением внутренних ресурсов фирмы, так и с привлечением сторонних; может происходить  путем расширение собственных мощностей компании или методом приобретения бизнесов (фирм), уже действующих на тех рынках, на которых собирается действовать фирма. При внутренней диверсификации в составе действующей фирмы открывают новые производственные участки, создают новые сбытовые направления, за счет привлечения продукции сторонних производителей. При внешней диверсификации создают подразделения вне действующего предприятия, за счет покупки других фирм, слияния, или кросс-продаж. 

  • Концентрическая;
  • Горизонтальная;
  • Вертикальная;
  • Конгломеративная

Концентрическая диверсификация (связанная диверсификация) предполагает внедрение товаров или услуг, создание производств и бизнеса, которые связаны с существующими товарами или услугами, через технологию или маркетинг. Включает в себя разработку или приобретение продуктов, так или иначе, связанных с имеющимися у компании товарами или технологиями (пример: компания, производящая авиадвигатели, покупает компанию, производящую лопатки турбин для двигателей, с целью улучшения продукта, оптимизации производства и освоения новых технологий, влияющих на качество исходного продукта);

Горизонтальная диверсификация — внедрение товаров или услуг, создание производств и бизнеса, которые не связаны с выпускаемыми в настоящий момент продукцией. Подразумевает разработку или приобретение отличающихся от имеющихся в ассортименте продуктов, которые потенциально интересны аудитории (пример: покупка компанией, производящей авиадвигатели, компании по производству двигателей для моторных лодок);

Вертикальная диверсификация – стремление к внутренней кооперации, когда выполнение всех процессов производства товаров и услуг осуществляется в рамках одной организации (пример: компания владеет животноводческой фермой, производством мясных изделий и фирменной розницей, в которой реализает продукцию).

Конгломеративная (несвязанная диверсификация) – развитие, не связанной с имеющимися у компании технологиями или товарами (пример: новое направление бизнеса в новой отрасли, представленность бренда в иной товарной категории).



Ссылка для цитирования:

«Диверсификация» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_d/diversification/
  79.84K просмотров


Поделиться: